ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИCтруктурное подразделение детский сад N 22 «Жемчужинка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N16 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области |
|
Главная : / Актуальные темы / |
Что такое мелкая моторика и зачем ее нужно развивать? Мелкая моторика – это точные движения не только кистями, но и пальцами рук, а развивать ее нужно для того, чтобы ребенок в дальнейшем мог без труда освоить такие действия, как письмо, шитье, игра на музыкальных инструментах, а также мог приобрести многие другие навыки. Как развивать мелкую моторику у ребенка? Конечно же, в игре. Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо. При этом ещё развивается память ребёнка в заучивании потешки. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Мозайка - помогают нам развивать мелкую моторику, Хорошей заменой мозаике являются - пазлы. В них есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. Помимо моторики, пазлы развивают воображение ребенка и учат его различать цвета. Выбор наборов пазлов настолько широк, что без труда можно найти сюжет, наиболее интересный вашему малышу. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот. Отлично развивают мелкую моторику конструкторы. Маленьким детям покупают конструкторы с крупными деталями. Например, кубики – это тот же конструктор, но он безопасен для двухлетнего малыша, а модель самолета, которую надо собрать из множества мелких элементов, предназначена для детей старшего возраста. Сейчас продаются и резиновые, и магнитные конструкторы, собирать которые будет интересно не только детям, но и взрослым. Найти предметы, с которыми ребенок будет с увлечением играть, можно практически везде, например, на пляже. Как можно развить мелкую моторику у ребенка с помощью подручного материала? Из камушков разных размеров можно выкладывать дороги и башни. Тот же замок из песка – это отличный объект для развития мелкой моторики. Понятно, что маленьким детям мелкие детали давать нельзя, как же тогда развивать у них мелкую моторику? Научите малыша расстегивать и застегивать пуговицы, они хоть и мелкие, но пришиты. Под вашим присмотром ребенок не сможет нанести себе вреда. Дети постарше учатся завязывать шнурки, раскручивать и закручивать пробки на бутылках. Лепка из глины или пластилина – прекрасное средство для развития мелкой моторики. Лепите с ребенком людей, животных, цветы, фрукты. Придумывайте для вылепленных игрушек сюжеты и разыгрывайте сказки в лицах. Помимо мелкой моторики, у вашего малыша будет развиваться фантазия, он раньше начнет хорошо и грамотно разговаривать, научится связно излагать мысли. Вообще занятия любым видом творчества – это ответ на вопрос, как развить мелкую моторику у ребенка. Когда малыш рисует, он учится правильно держать карандаш или кисть, учится применять различную силу нажима. Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: "У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник". Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: "В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят". Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами: "Пальцы, как пчелы, летают по сотам И в каждую входят с проверкою: что там? Хватит ли меда всем нам до весны, Чтобы не снились голодные сны?". Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи". Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог: "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы". То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: "Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!". Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку". Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: "Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех". Игры с использованием мелких предметов, из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять, прикрутить или отвинтить, на что-то надеть, куда-то положить или насыпать, сжать или разжать – это то, что поможет вашему малышу в будущем лучше усваивать школьную программу. Такие занятия развивают не только воображение и мелкую моторику, но и память, аккуратность, глазомер, ассоциативное мышление, умение анализировать и принимать решения.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики
Этот вид работы выполняется ежедневно по одному виду деятельности. Дайте ребенку граненый карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев. Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. Затем разверните салфетку и полюбуйтесь "кружевным" узором. "Футбол". Каждым пальцем поочередно отстреливать шарик на ниточке. Сделайте вид, что случайно рассыпали бусы. Попросите ребенка помочь собрать бусинки. Пусть он соберет бусинки, опуская их в коробочку с маленьким отверстием. Затем он может помочь Вам нанизать бусы на нитку в определенном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине. Работа с пластилином. Скатать шарики. Расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами. Скатать жгутики, вылепить из них баранку, сплести канатик. Вылепить из шариков морковку, яблочко, грибок и т. д. Вылепить змею. Украсить ее пятнышками из пластилина другого цвета. Змея сворачивается в кольцо. Игры с кольцами. Научите малыша надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками двух или трех пальцев (не зажимая в кулак). Нанизать колечки на веревку, на шнурок. Предложите повторить за Вами такие действия: Три кольца укладываются на плоскости вертикально. Сопровождайте упражнение такими словами: "Одно колечко - в середине, одно - сверху, одно - снизу". Три кольца (пять) укладываются горизонтально. "Одно колечко - в середине, одно - слева, одно - справа". Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем — на каждый пальчик правой руки. Надевая, называем пальчики: большой, указательный и т. д. Снимая с пальчиков колечки, укладываем их в горизонтальный ряд. Поместите на небольшом расстоянии друг от друга пять колечек. Предложите, чтобы пальчики последовательно "прошагали" по кольцам туда и обратно (от мизинца к большому и наоборот). Вырежьте из картона сапожок или жилетку, проделайте дырочки для шнуровки и дайте малышу зашнуровать игрушечную обувь или одежду. Маленький коврик можно соткать из материи или цветной бумаги: сделать внутри прямоугольника параллельные надрезы (на расстоянии примерно 1,5 см), затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки или полоски бумаги, переплетая ими полоски прямоугольника поочередно сверху, снизу, сверху, снизу. "Мастер" будет очень горд, если сможет подарить Вам такую салфетку или подставку под горячее. Из пуговиц можно выложить красивый узор. А затем нанизать их на нитку или веревку. Узоры из спичек. К 4 годам ребенок может выкладывать из спичек простейшие геометрические фигуры: квадраты, треугольники. На этой основе можно создавать изображения предметов, интересных для малыша. Игры с пальчиками. Ребенку не надоест показывать, какой он сильный; попросите его сильно сжать мамину, папину руку, перетянуть пальцами поочередно Ваши пальцы. Поочередно сгибать и разгибать каждый палец.
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-56044/ http://www.boltun-spb.ru/mini.html Подготовили воспитатели: Никитина О.Г. Куликова А.С. |
|
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад N 22 «Жемчужинка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N16 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области |